воспитание детей

10 мифов воспитания детей. Часть 1


Все, что обычно говорится о воспитании детей — важно. Но то, о чем сейчас пойдет речь — САМОЕ ВАЖНОЕ.

Беда современного воспитания в том, что оно направлено не на развитие гармоничного ребенка, а чтобы воспитать образованное дитя («вбить» в него знания, зачастую ненужные), сделать его послушным для родителей и законопослушным для общества . Чтобы сформулировать иные основополагающие принципы, необходимо сначала развенчать существующие и очень распространенные мифы.

Миф № 1. Взрослые умнее детей, потому что они старше

Даже если не признавать возможность переселения душ, говорящей о том, что возраст души ребенка может быть значительно старше родителей, то разве обязательно утверждение, что с возрастом человек становится умнее? Да, так иногда бывает, но, к сожалению, далеко не всегда.

«Мы не должны превозноситься над детьми, ибо мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтобы сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними»

Ф. Достоевский.

Взрослые люди, которые редко живут настоящим, а чаще прошлым и будущим, находятся в бесконечной погоне за деньгами, вещами, комфортом, отравляют жизнь сигаретами, агкоголем и наркотиками, совершают многочисленные преступления, развязывают войны, создают более соверешенные орудия уничтожения и т.д. , считают себя умнее детей. Странно. Наверное, можно говорить о том, что у взрослых больше знаний, а не ума, а тем более мудрости. Безусловно, это касается не всех взрослых.

Миф № 2. Человека можно чему-либо научить

Этот миф очень живуч в массовом сознании и доказать, что это не так, очень сложно. Но я все же попробую. Рассмотрим следующий пример: учитель объясняет всему классу материал, все слушают одно и тоже, но один понимает сразу, другой через некоторе время, а третий не понимает вообще. И это нормально. Тот, который понял сразу — он уже это знал (слышал от родителей, передалось на генном уровне, душа уже имела такой опыт). Второй, который понял через время — приложил к этому усилия — ума или сердца, и понял, что сказал учитель. И наконец, третий ученик был просто не готов воспринимать эту информацию, она дается ему слишком рано. Даже если он будет прилагать усилия — полного понимания все равно не будет. Душа не готова к такому опыту.

Ничему научить нельзя, можно только научиться самому. Для успешного обучения существует одно единственное условие — готовность учиться. Если человек сам не хочет, то никакой самый лучший учитель ничему его не научит. Учитель и родитель в данном аспекте нужен для одной единственной цели — пробудить у ребенка интерес к обучению и желание учиться.

Миф № 3. Если ребенок не хочет что-либо делать, его можно заставить

Заставить ребенка, конечно же, можно. Только будет ли от этого польза?

«За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, которые не умываются, не чистят зубы, не читают книги, не занимаются спортом (музыкой, языком…), не женятся, не лечатся и т.д. — только потому, что их к этому принуждали. И приблизительно столько же, которые курят, едят всякую дрянь, работают на ненавистной работе и т.д. — лишь потому, что их заставляли НЕ делать этого»

известный психолог В.Леви

Многие родители тут резонно заметят: «Рассуждать-то мы все умеем, но что делать , если мы видим, что ребенку нужно что-то делать (например, чистить зубы), а он этого не хочет. Хочешь — не хочешь, а приходится заставлять».

Однако, я все-таки настаиваю, что в большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Это гораздо труднее, чем прикрикнуть на ребенка или пригрозить ему. Но в этом и состоить искусство быть настоящим родителем: нужно найти способ сделать так, чтобы ребенок САМ захотел сделать то, что вы считаете для него нужным.

Кому-то подойдет логичное объяснение последствий неделания, кому-то надо придумать мотивирующую игру, кто-то готов делать потому, чтобы не расстраивалась мама… К каждому ребенку надо искать свой подход. Для этого нужно проявить и артистизм, и фантазию и чуткость в понимании мотивации ребенка, почему на самом деле он отказывается… Но это позволит ребенку развиваться так, как ему необходимо, а не так, как вы считаете нужным.

Миф № 4. Взрослые решают за детей, что детям нужно, так как они это лучше знают

Этот принцип проявляется во всем: от мелочей — что одеть, что есть, когда спать, сколько купаться в речке… до серьезных вещей — какую профессию выбрать, в какой институт поступать, с кем дружить, на ком жениться…

Это серьезное заблуждение, что ребенок еще мал и несмышлен и мы сейчас с высока своего опыта все за него решим. Это лишает ребенка своего опыта, возможности выстроить свою жизнь, осознать свои желания и умения нести последствия за свой выбор. У ребенка формируется пассивность и зависимость от мнения родителей. Он не научается проявлять инициативу и нести ответственность за свои решения. .Чтобы этого избежать, взрослые должны научиться считаться и соглашатьсяс выбором, которые делают дети, во всех случаях, если он не наносит физического или психологического вреда ребенку.

Миф № 5. В воспитании и обучении нужна узкая специализация

Распространненный миф о том, что без узкой специализации, без того, чтобы уделять основное внимание чему-то одному в ущерб другому, не добиться успеха в жизни, не сделать карьеру, поэтому чем-то нужно жертвовать. Увы, жертву в таких случаях чаще всего приносится счастье. Все гениальные открытия обычно происходят на стыке наук.

«Кто не понимает ничего, кроме химии, и ее понимает недостаточно»

Немецкий мыслитель Г. Лихтенберг

Скорее, речь должна идти о том, чтобы научить ребенка концентрироваться на том, чтобы в один момент времени он делал одно дело. Не делал уроки и жевал конфеты, не пил чай и читал книгу, не ел за компом, не пытался решать математику и играть в игры. Научить его тотально погружаться в то, что он делает в данный момент времени.

Это научит его в последствии отдаваться работе, сексу, чувствам, кайфовать от еды, быть здесь и сейчас в любой момент времени. То, чего нам так часто не хватает.

 

Наталья Левенец

 


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *