3595729671_31ee4f6957_b

Кого боятся подростки — психологический эскперимент


В 2013 году детским психологом Катериной Мурашевой был проведен психологический эксперимент с подростками. Гипотеза эксперимента была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают оставаться в одиночестве наедине с собой, от чего совершенно не знают своего внутреннего мира и даже его боятся.

По условиям эксперимента каждый ребенок соглашался провести восьмичасовой день в одиночестве,


сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации и гаджетами — телефоном, компьютером, интернетом, радио, телевизором, плеером и прочим. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.

Во время эксперимента приветствовалось ведение дневника участником, куда он мог писать о своем состоянии и посещаемых мыслях. При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить, записать время и причину его прекращения. Строго на следующий день после эксперимента ребята должны были прийти и рассказать, как все прошло.

В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества. Идея эксперимента казалась совершенно безопасной.

Как признала психолог потом: «Я ошиблась». Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.

Семеро выдержали более 5-ти часов. Остальные дети — меньше.

Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».

У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.

Почти все испытывали беспокойство и страх. У пятерых детей переживания достигли остроты «панической атаки».

У троих возникли суицидальные мысли.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние.

«Во время чтения волосы от ужаса уже зашевелились у меня» — комментирует Катерина

Что делали подростки во время эксперимента?

  1. готовили еду, ели;
  2. читали или пытались читать,
  3. делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
  4. смотрели в окно или шатались по квартире;
  5. вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);
  6. складывали головоломки или конструктор «Лего»;
  7. рисовали или пытались рисовать;
  8. мылись;
  9. убирались в комнате или квартире;
  10. играли с собакой или кошкой;
  11. занимались на тренажерах или делали гимнастику;
  12. записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
  13. играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
  14. трое писали стихи или прозу;
  15. один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
  16. одна девочка вышивала по канве;
  17. один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
  • один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
  • одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
  • одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой, сын научных сотрудников, сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

А что вы об этом думаете?


3 комментария

  1. Максим Владимирович

    Дети перестали зависать в компах, они перестали втыкать в уши плеер — они бояться одиночества . Просто много лет назад — не было телевизора в таком масштабе, не было компьютера, а вы подозвали бы подростка 60-х годов и показали бы ему интернет — у него вообще бы Зависимость зашкалила, крышу бы снесло, он бы ни на секунду не отрывался бы от такого чуда, а о игре на гитаре и уборке квартиры, которую до этого радостно делал не вспомнил бы до пенсии.

    ответить
  2. Александр

    Очень понравилась статья, спасибо!

    ответить
  3. Катя, 22 года

    На самом деле, в 60-е просто не было компов и наушников. А так все было бы точно так же.

    ответить

Комментировать Александр Отмена

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *